Полное собрание сочинений в 26 томах. Том 15-16. Статьи по теории культуры
-
49.43 €
-+
Отношения между психоанализом и смежными областями знаний уже более столетия осуществляется путем имманентного встраивания психоаналитического дискурса в современную психологию, социологию и политологию. Вместе с тем психоаналитический подход особенно ярко проявил себя в современной психологии искусства и в исторической антропологии, в частности, в исследовании границ между природой, обществом и культурой.
З. Фрейд обращается к наиболее проблемным аспектам представлений о субъекте, интерпретируя их через «симптоматику» культуры. Создателем психоанализа, по сути, впервые ставится вопрос о глубинной сущности субъекта, которая ранее ускользала от исследований, оставаясь скрытой за ширмой культуры.
В работе «Массовая психология и анализ Я» (1921) Фрейд применяет психоаналитический метод к исследованию массовых процессов, предметом которых являются наиболее общие закономерности функционирования больших масс людей, в основе которых лежат механизмы, вскрытые при изучении феномена толпы и особенностей развития тяжелых психических расстройств.
Фрейд неоднократно обращается к исследованию возникновения религиозного института как социального. Начало исследования этого феномена было положено работой «Тотем и табу» (1913), и позже нашло свое развитие в представленных в этом томе текстах «Будущее одной иллюзии» (1927) и «Неудобство культуры» (1930).
«Будущее одной иллюзии» отчасти можно назвать вступлением к работе «Неудобство культуры», так как именно в этом тексте Фрейд расширяет психоаналитическое понимание культуры в целом, а не обращается исключительно к психическим механизмам отдельного субъекта.
В письме А. Эйнштейну «Почему война?» (1933) Фрейд исследует вопрос насилия и агрессии, которые вовсе не исчезли в обществе, подчиненном культурным нормам. При этом подавление агрессивных влечений интерпретируется как важнейшая задача культуры. Но культура не отменяет накопление агрессивных импульсов и потребность в разрядке деструктивных влечений. Подавление этих импульсов и влечений – вот та цена, которую платит субъект, трансформируя вытесненные переживания в различные формы сублимации или в невротические реакции.
Традиционно двойной 15-16 том снабжен ссылками на академические издания З. Фрейда на немецком и английском языке, предисловием, историческими примечаниями и комментариями.
З. Фрейд обращается к наиболее проблемным аспектам представлений о субъекте, интерпретируя их через «симптоматику» культуры. Создателем психоанализа, по сути, впервые ставится вопрос о глубинной сущности субъекта, которая ранее ускользала от исследований, оставаясь скрытой за ширмой культуры.
В работе «Массовая психология и анализ Я» (1921) Фрейд применяет психоаналитический метод к исследованию массовых процессов, предметом которых являются наиболее общие закономерности функционирования больших масс людей, в основе которых лежат механизмы, вскрытые при изучении феномена толпы и особенностей развития тяжелых психических расстройств.
Фрейд неоднократно обращается к исследованию возникновения религиозного института как социального. Начало исследования этого феномена было положено работой «Тотем и табу» (1913), и позже нашло свое развитие в представленных в этом томе текстах «Будущее одной иллюзии» (1927) и «Неудобство культуры» (1930).
«Будущее одной иллюзии» отчасти можно назвать вступлением к работе «Неудобство культуры», так как именно в этом тексте Фрейд расширяет психоаналитическое понимание культуры в целом, а не обращается исключительно к психическим механизмам отдельного субъекта.
В письме А. Эйнштейну «Почему война?» (1933) Фрейд исследует вопрос насилия и агрессии, которые вовсе не исчезли в обществе, подчиненном культурным нормам. При этом подавление агрессивных влечений интерпретируется как важнейшая задача культуры. Но культура не отменяет накопление агрессивных импульсов и потребность в разрядке деструктивных влечений. Подавление этих импульсов и влечений – вот та цена, которую платит субъект, трансформируя вытесненные переживания в различные формы сублимации или в невротические реакции.
Традиционно двойной 15-16 том снабжен ссылками на академические издания З. Фрейда на немецком и английском языке, предисловием, историческими примечаниями и комментариями.